Самурайские мечи.
Увлечение Востоком, интерес к восточной культуре, традициям, попытки создать и внести в окружающее нас пространство элементы восточного интерьера - актуальные тенденции последних лет.
Японские сувениры выполняют не только свою непосредственную функцию, т.е. привносят положительные эмоции в повседневную жизнь и являются знаком внимания, но и несут в себе глубокий смысл, базирующийся на восточной философии.
Особый интерес в этом плане представляет японское оружие – самурайские мечи, как подарок для мужчин, который всегда будет ассоциироваться с доблестью, отвагой и мужеством. Безусловно, оружие - это коллекционный сувенир, который может стать частью интерьера каминного зала, гостевой комнаты, стилизованной под зал, украшенный охотничьими и военными трофеями, а также может стать началом новой коллекции или пополнить уже существующую. А если на клинок нанести дарственную надпись - такой сувенир может стать уникальной семейной реликвией. Вы можете быть уверены в том, что повторения практически исключены.
Ни в одной стране мира не был так развит этикет меча, как в Японии. Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, так как из этого положения меч было труднее всего привести в боевую готовность. При входе в дом длинный меч оставляли у входа на специальной подставке, и войти внутрь с этим мечом означало демонстрацию крайнего неуважения.
Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение можно было только рукоятью к себе - поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. При демонстрации оружия меч никогда не обнажался полностью, и касаться его можно было только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны и тем более бряцание оружием было равносильно вызову, за которым мог последовать удар без предупреждения.
Само название "самурайский меч" можно считать условным. Оно привычно для нас, европейцев, понимающих под этим типом меча, в первую очередь, катану, но в Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII—XIII вв. такой меч назывался корейским.
Древнеяпонский меч цуруги имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками. Начиная с III в. цуруги становится заточенным только с одной стороны. Изогнутый клинок в Японии начинают делать примерно с 710 г., т.е. почти одновременно с появлением классической сабли на Ближнем Востоке. В XII в. с ростом власти и усилением самурайского сословия кривой клинок, являю щийся табельным оружием самурая, полностью вытесняет прямой. Самурай носил два меча - длинный и короткий. Такая пара называлась дайсе и состояла из дайто - большого меча, который был основным оружием самурая, и сето - маленького, служившего дополнительными оружием, применявшимся в ближнем бою, если у самурая отсутствовал специальный нож кусунгобу. Длина лезвия длинного меча составляла от 66 см, короткого -от 33 до 66 см.
Несмотря на то, что европейцы, в том числе и мы, называем длинный меч катаной, это не совсем правильно, так как катана - это длинный меч, который носится в ножных заткнутым за пояс лезвием вверх и выхватывается движением сверху вниз. Такой способ ношения позволяет достаточно легко вытаскивать ее и правой и левой рукой. До этого времени катаной назывался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название тати. Его носили на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Это было удобно, когда самурай воевал верхом. Для пешего воина такой способ был не очень удобен, кроме того, этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч оставляли у входа, а вынуть меч в ножнах из-за пояса гораздо проще, чем каждый раз отцеплять от перевязи, а затем снова привязывать.
С XIV в. ношение меча на перевязи стало больше церемониальным, поэтому тати и его ножны отделывались гораздо богаче, так как они стали парадными. Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался катана или танто, если его носили в паре с тати; а когда он был в паре с длинным мечом, то назывался вакидзаси.
Таким образом, наименование самурайских мечей отражает способ их ношения, а извлеченные из ножен большой и малый меч, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и форму, только очень ранние формы меньшего меча имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми.
Длина дайто - 95-120 см, сето -50-70 см, рукоять длинного меча была рассчитана обычно на 3,5 кулака, короткого - на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3 см. Рукоять обычно обтягивалась акульей кожей. Масса длинного меча составляла около 4 кг. Гарда была небольшой, слегка прикрывала руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она иуба и могла иметь дополнительные прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей - метательной кодзуки или когая. Позднее производство иуб превратилось в художественный промысел, они могли иметь ажурную форму, украшаться резьбой или рельефными изображениями.
Помимо дайсе самурай мог носить нодати - полевой меч с лезвием длиной больше 1 м и общей длиной около 1,5 м. Носили его обычно за спиной, подобно иуруги, или на плече. За исключением длины нодати ничем не отличался от дайто (далее по тексту катана).
И катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов различны. Европейский способ, нацеленный на пробивание доспеха, предполагает максимальное использование инерции движения меча. В японском фехтовании человек ведет меч, а не меч человека. Удар также наносится силой всего тела, но не с обычного шага, а с приставного, при котором тело получает мощный толчок вперед. При этом удар наносят фиксировано на заданный уровень, и лезвие останавливается точно там, где этого хочет мастер. Если удар не пришелся в цель, то он уже не тянет мастера за собой, а позволяет сменить направление или нанести следующий.
Кэндока, имеющий черный пояс, может выполнить три вертикальных удара мечом в секунду. При бое на катанах отступают вперед, уход с линии атаки с одновременным нанесением удара - одна из наиболее часто употребляемых комбинаций, поскольку надо помнить, что катаной можно разрубить практически все, и японский доспех не рассчитан на то, чтобы держать прямой удар. Поединок истинных мастеров самурайского меча сложно назвать поединком в европейском понимании, так как он построен на принципе "одним ударом наповал". В кэндцюзу есть "поединок сердец", когда два мастера неподвижно стоят и смотрят друг на друга, и проигрывает тот, кто первым схватился за оружие.
Перед тем как приступить к изготовлению меча, японский кузнец совершал долгий подготовительный ритуал, напоминающий подготовку русского иконописца к росписи храма или творению иконы: пост, очистительные омовения, молитвы, облачение в чистые церемониальные одежды.
Само изготовление самурайского меча в то время занимало несколько месяцев, а то и лет. Существовали мастера, которые занимались только тем, что полировали мечи. Другие— специализировались на намотке рукоятей. Третьи — на изготовлении цуб (гард) и фути (кольцо на рукояти). Отдельной нишей являлось инкрустирование готового изделия и проработка мелких деталей... Украсить свой меч в те времена было практически единственной возможностью для самурая выделиться. Существовала масса законов против роскоши, которые так и назывались «законы против роскоши». Колец самураи не носили, в одежде были достаточно скромны. Регламентировалась длина рукавов, цвет и вид ткани и т.д... Жизнь самурая была прописана до мелочей.
Меч был и остается в японских традициях символом императорской династии, предметом синтоистского культа, одним из символов воспитания национального духа.
Как и в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение. А лучшие японские оружейники не клеймили свои мечи, считая, что оружие само рассказывает о том, кто его создал.
Клятва самурая.
Ни перед чем не отступать при исполнении долга.
Быть полезным своему владыке.
Быть почтительным к родителям.
Быть великим в милосердии Когда я утром и вечером произношу эту клятву, мои силы удваиваются и мои подвиги становятся непревзойденными. Я должен двигаться, пусть медленно, как червь, но я должен всегда двигаться только вперед.
Очень расчетливый ум не достоин уважения. Рассчитывать — это значит взвешивать и помнить, что можно потерять и что нужно выиграть. Расчетливый ум никогда не сможет подняться над мыслью о корысти и убытках. Однажды какой-то человек спросил: «Что есть смерть?» И получил ответ короткосложными стихами: «В жизни все фальшиво. Есть только одна истина, и эта истина — смерть.»
Отличие сувенирного оружия от настоящего.
Сувенирное оружие можно без ограничений покупать, продавать, носить с собой и т.д.
При покупке необходимо получить сертификат на изделие, который бы удостоверял его как сувенир. Это облегчит, к примеру, провоз его через границу.
Клинок должен быть изготовлен из мягкой стали. Возможно нержавеющей, иметь хорошее качество, но обладать высокой степенью остаточной деформации.
Хвостовик обязан иметь подпил, который делается в районе рукояти. При очень сильном ударе клинок должен ломаться в этом месте.
Клинок не должен быть заточен, хотя может иметь имитацию заточки.